Эксперименты с сиденьем
Услуги / Страницы
Создание новых сидений необычных форм послевоенные дизайнеры перевернули представление о стуле.
Послевоенные годыбыли периодом экспериментирования. В 1946 году американский дизайнер Ээро Сааринен начал работу над креслом «Womb» (см. с. 500). Заказанное Хансом и Флоренс Нолл, это кресло стало одной из первых работ, которая не диктовала сидящему, как именно он должен сидеть. На нем можно было сидеть прямо, свернуться калачиком или расположиться так, чтобы можно перекинуть ноги через подлокотники. «Необходимость смены положения тела — важный фактор, который часто упускается из виду в дизайне стульев», — писал Сааринен, и в течение последующих двадцати пяти лет дизайнеры были озабочены поиском решений проблемы сиденья. Проводились многочисленные эксперименты с формами, материалами и технологическими процессами, которые изменили «топографию» дизайна стульев.
Через некоторое время после запуска кресла «Womb» в производство Чарлз Имс создал свой вариант «свободного» кресла. Имс был коллегой Сааринена, поэтому в представленном им кресле «La chaise» было определенное сходство с работой Сааринена. Биоморфический проект Имса был более выразительным и предлагал еще больше позиций по сравнению с креслом «Womb», кроме того, кресло Имса обходилось без обивки. Названное в честь французско-американского скульптора Гастона Лашеза, это кресло из стекловолокна мгновенно стало популярным благодаря своим текучим формам.
ФОРМА СЛЕДУЕТ ОЗОРСТВУ
Податливость стекловолокна позволила дизайнерам создавать мебель самых невероятных форм, и строгие рационалистические принципы, доминирующие в мебели модернизма, стали исчезать. Кресло «Кокос» Джорджа Нельсона (1955) стало иллюстрацией принципа «Форма следует озорству», а не за функцией. Напоминающее разбитую скорлупу ореха, это кресло предвосхитило «изобразительную» мебель, которая станет весьма популярной десятилетие спустя и из которой самым известным предметом станет диван в форме бейсбольной перчатки «Джо» (Joe), названный так в честь звезды бейсбола Джо ДиМаджио (дизайна Джонатана Де Па, Донато д'Урбино и Пауло Ломази).
Это итальянское трио разработало и дизайн пневматического кресла «Sacco», также ставшего символичным. Переносное и недорогое кресло «Sacco» — как и многие другие недолговечные предметы мебели того времени — стало бунтом против вековых традиций, согласно которым мебель являлась тщательно выполненной долговечной деталью дома.
В 1967 году Чезаре Леонарди и Франка Стажи представили свое знаменитое кресло-качалку «Dondolo». Этот предмет мебели, к которому все, кроме самых смелых, относились с опаской, стал протестом против привычной мебели.
ОБРАЗ ЖИЗНИ
Дизайнеры 1960-х годов считали себя вслед за дизайнерами-рационалистами создателями нового, прогрессивного стиля жизни — это было главной причиной, по которой они так много экспериментировали с формой, в том числе с сиденьями. Андреа Бранци объяснял, что работы его коллег «разрывают традиционные связи с домом, а вместо этого предлагают объекты с автономными функциями, которые требуют выработки нового стиля жизни».
Модульные сиденья «Malitte» Роберто Матты (1966) как раз и были набором автономных предметов, о которых говорил Бранци. Блоки из обтянутого тканью пенопласта числом пять являлись необычными по виду элементами, на которых можно было сидеть в самых разных позах. Система Матта была очень далека от традиционного представления о стуле как предмете с четырьмя ножками, сиденьем и спинкой.
«Если доходить до крайностей, то мебельный дизайн может стать серией разнообразных, взаимозаменяемых многофункциональных предметов», — размышлял британский дизайнер Макс Клендиннинг в начале 1960-х годов, а уже к концу десятилетия его мысли, казалось, были близки к воплощению в жизнь. Однако экономические неурядицы 1970-х годов положили конец экспериментам авангардных дизайнеров.

Кресло «Кокос». У кресла «Кокос» каркас из рельефного пластика с добавлением стекловолокна; оно состоит на четырех ножках из стальных трубок(сталь и хром). Поролоновая основа обита красной тканью. Дизайн Джорджа Нельсона для компании «Herman Miler Furniture». 1955
СТУЛ UP5
Радикально новым решением не только внешнего облика, но и самого способа изготовления стал стул UP 5, формы которого вызывали стойкие ассоциации с округлостями женского тела.
Итальянский дизайнер Гаэтано Пеше в 1969 году сделал предмет для сидения, поразивший публику; однако стул UP5 был также новаторским и с точки зрения технологического процесса. Сначала стул формировали из полиуретановой пены высокой плотности и покрывали эластичным нейлоном, затем помещали в вакуумную камеру, где ужимали 10% от его первоначального размера. Окончательную форму потом быстро, «в горячем состоянии», зажимали между двумя виниловыми листами со сжатым воздухом и упаковывали в легко транспортируемую коробку.
Когда эту коробку приносили домой, то отрывание винилового покрытия являло незабываемое зрелище: воздух вновь входил внутрь стула, возвращая ему всю полноту объемных форм.
Стул UP5 был лишь одним проектом в серии предметов мебели, разработанных Пеше для фирмы В&В Italia, которая применяла этот уникальный процесс. По словам Пеше форма созданного им стула, который часто так и называли «La Mamma», или «Donna», «выразила мою идею женщины».

Шезлонг и оттоманка «La Mamma», или «La Donna». Предметы обтянуты желтой нейлоновой тканью, которая полностью покрывает структуру из полиуретанового пенопласта. На обоих предметах ярлыки компании «B&B italia». 1969
^ Наверх