Элементы стиля - XVII ВЕК 1600 - 1700 г.
Барокко предполагает тщательно исполненный декор и драгоценные материалы. Стулья, столы и кабинеты украшались затейливой резьбой, позолотой и тонко проработанным маркетри. Богатая цветовая гамма, мрамор и полудрагоценные камни, введенные в рисунок с завитками или арабесками, - все это усиливало ощущение значительности образа.
Тщательно вырезанная ажурная спинка этого пристенного английского стула показывает влияние гравированных рисунков Даниэля Маро. Это изделие демонстрирует исключительное владение ремеслом, которое требовалось от резчиков в эпоху барокко. Цветочный узор и вытянутая, строгая форма также характерны для этого стиля грандиозности.
Резной стул XVII века.
Изготовляемая соответствующими токарными инструментами, цилиндрическая поверхность деревянной заготовки получает еще и свой особый профиль. Подобные приемы были характерны для домашней, местной мебели того времени, как, например, тяжелая дубовая балясина на этом буфете, сделанном в колониях. Точеные детали присутствуют на ножках, устоях, углах.
Профилированная балясина.
Практика размещения крохотных кусочков фанеровки с образованием сложного узора стала характерной приметой того времени, особенно в Нидерландах, и владельцы очень гордились такими изделиями. Фанеровку делали из экзотических пород типа красного дерева, равно как из местных фруктовых пород, включая вишню и сливу. Оставляли натуральный цвет кусочков древесины, но порой и окрашивали в яркие тона.
Панель с цветочным маркетри.
В буквальном переводе с итальянского pietra dura означает «твердый камень». Кусочки тщательно отшлифованных цветных камней, вроде мрамора или ляпис-лазури, располагались в мозаичном порядке. Техника появилась во Флоренции и в основном использовалась для украшения столешниц и кабинетов. Рисунки могли быть геометрическими или натуралистическими, обычно мотивами животных, птиц, цветов и пейзажей.
Фрагмент столешницы с pietra dura.
Король Франции Людовик XIV (правил 1661 - 1715 г.) прославился блестящей и театрализованной жизнью своего версальского двора. Его называли «король-солнце»; его личной эмблемой было солнце с исходящими от него лучами, что напоминало об Аполлоне, греческом боге Солнца. Этот мотив присутствует в декоре многих предметов мебели и деталях архитектурного оформления.

Французский термин or moulu, означающий «золотая основа», относится к технике золочения бронзы с использованием ртути. Детали декора отливались в бронзе, затем получали позолоту и только потом их прикрепляли к мебели на соответствующие места. Такие накладки часто применяли для защиты углов и краев облицованных изделий. В более дешевых подражаниях бронза была полой, после чеканки накладок их полировали.
Бронзовая накладка стола.
Эта разновидность маркетри названа по имени французского краснодеревщика Андре Шарля Буля, который и был ее самым ярким представителем. Маркетри «Буль» сочетает материалы в интригующе сложных узорах, используя латунь, слоновую кость, дерево типа эбенового и пластинки черепахового панциря, чтобы создать эффект живописи в маркетри. Популярным сочетанием была латунь по черепаховым пластинкам.
Декор в технике «Буль».
Зародившись в Италии, эта техника стала модной во Франции и Англии. Рисунок вырезали в дереве, затем покрывали слоями gesso (смесь клея и истолченного мела). Как только gesso застывал, рисунок вырезали заново и наносили позолоту. Эта техника использовалась для декорировки зеркал, сундуков и столов.
Фрагмент позолоченного gesso.
Эта техника подражала роскошному виду стекла с нанесенной на него позолотой, и ее часто применяли для украшения зеркал. Рисунок наносили чаще на нижнюю поверхность стекла, нежели на верхнюю. Далее поверхность подготавливали на основе яичного белка и воды и потом наносили позолоту. Когда этот слой высыхал, рисунок процарапывали в позолоте и уже, потом поверхность расписывали.
Фрагмент позолоченного зеркала.
Обладание серебряной мебелью свидетельствовало о сказочном богатстве немногих избранных. Французский король Людовик XIV заказывал мебельные гарнитуры из серебра, чтобы украсить ими свой дворец в Версале. Другие правители, вроде английского короля Карла II, подражали этой демонстрации богатства, заказывая деревянную мебель, покрытую тонким листовым серебром.
Фрагмент серебряного стола.
Такие латунные ручки для выдвижения ящиков типичны для мебели XVII века. Хотя формы были чрезвычайно разными - от простых кружков до цветных букетов, - «базовый» мотив падающего кольца присутствует и на обычных ящичках кабинетов, и на роскошных изделиях, предназначенных для самых изысканных интерьеров. Латунь была популярным материалом отделки всей мебели.
Латунные висячие ручки.
Украшение мебели в японском стиле предполагает слои лака для подражания восточным лаковым изделиям, считавшимся модными в XVII веке. Приобрести настоящее японское или китайское изделие было затруднительно и дорого, так что европейские мастера научились «японизму». В этом модном стиле они украшали деревянные и металлические части кабинетов, зеркала и ширмы.
Черно-золотые узоры в японском духе.
По всей Европе, как в сельских домах, так и во дворцах для украшения жилища использовались ковры, которые использовали для обивки и стен, и стульев. Сотканные из шерсти или льна, они обычно имели сюжетный рисунок. Многие ковры происходят из Нидерландов, прежде всего из Брюсселя, из Англии, а также из Парижа, где для Версальского дворца работали мастерские Гобеленов.
Фрагмент ковра для стены.
В XVII веке резьба по дереву выделилась в специальное ремесло. Утонченные рисунки разрабатывались для сундуков, стульев и столов. Резьба в невысоком рельефе использовалась для декорировки твердых пород, например дуба. Мягкая древесина позволяла резчикам создавать более детализованные узоры, какими отличаются образцы французской и итальянской мебели.
Резной фрагмент дубового стола.