+7 (903) 755-76-82
Режим работы: 9:00 до 21:00 по будням
с 9:00 до 18:00 по выходным
 
Эксклюзивные интерьеры из дерева, лестницы из дерева

 

Маркетри "Буль"

 

 

Услуги / Страницы

 

Эта техника, предполагающая вставки в поверхность черепаховых пластинок или эбенового дерева, или же наоборот, названа по имени Андре Шарля Буля, краснодеревщика Людовика XIV.

Истоки техники, позже названной Boulle marquetry, восходят к Италии X века, где ее именовали tarsia a incastro, что означало «комбинирование материалов». Видимо, итальянские мастера ввезли эту технику во Францию около 1600 года, когда они делали различные работы для Марии Медичи, второй жены Генриха IV. Известно, что во Франции одним из первых применил эту технику Пьер Голь, краснодеревщик из Нидерландов.

ПАРНЫЕ ОБЬЕКТЫ.

Мебель, украшенная в технике «Буль», часто выполнялась в парных экземплярах, в основном по причине того, что вырезание в материале давало два полных комплекта с рисунком маркетри. Маркетри «Буль» требовала очень много времени, и один набор рисунков, premiere-partie, предполагал также создание и зеркального contre-partie. Чаще всего встречающиеся примеры - это парные кабинеты.

МАТЕРИАЛЫ.

Многие экзотические материалы использовались как вставки в маркетри Буля.

Кость или рога. Кость обычно имеет светлый тон, тогда как цветовой диапазон рогов охватывает шкалу от белого до черного.

Слоновая кость. Этот дорогой, твердый, белый материал получают из зубов и клыков животных. По традиции термин ориентирован на бивни слона.

Металл. Самым распространенным металлом в Буль-маркетри была латунь. Также использовались медь и серебро.

Панцирь черепахи. Обычно использовался панцирь черепахи, который размягчается в горячей воде.

Перламутр. Этот твердый материал, вырезаемый из раковин, редко применялся в Буль-маркетри. Он имеет переливающийся насыщенный блеск.

ТЕХНИКА.

При создании маркетри «Буль» сначала наносился рисунок. Дерево, использовавшееся для отделки, например эбеновое, нарезалось тонкими дощечками для фанеровки в виде декоративной поверхности. Черепаховый панцирь делали плоским, затем полировали и иногда подкрашивали с внутренней стороны для придания какого-либо оттенка. Всякие другие материалы также сначала уплощали по тому же принципу, потом нарезали на пластинки размером в нужный элемент маркетри.

Черепаховые пластинки затем сплавляли с металлической фольгой, обычно из латуни или сплава олова, и укладывали между двумя листами дерева наподобие бутерброда. Рисунок наносился на одну сторону «бутерброда», и узор вырезался лобзиком сразу в двух слоях - черепаховом и металлическом. Когда материалы потом разделялись, эти два слоя сортировали для образования двух наборов одного и того же узора маркетри: латунные фрагменты укладывали на черепаховый фон, получивший название «premiere-partie»; черепаховые фрагменты, наоборот укладывались на латунный фон, образуя тем самым зеркальный по контрасту узор, известный как «contre-partie».

После наложения фанеровки маркетри латунные участки гравировались, чтобы достичь детализации и эффекта глубины. Затем все протирали акульей кожей, которая по своей фактуре напоминает наждачную бумагу, и полировали смесью угля и масла. Этот состав заполнял выгравированные углубления, делая рисунок более выразительным.

Подобным образом часто украшались внутренние и внешние дверные панели. Иногда Буль использовал сочетание обоих типов своей техники в одном и том же изделии. Участки, не занятые компонентами «Буля», часто фанеровались черным деревом, что создавало выразительный контраст с остальными поверхностями.

ПОСЛЕДНИЕ ШТРИХИ.

Мебель в технике «Буль» обычно украшали также рельефными накладками из позолоченной и гравированной бронзы (известны как ormolu). Это делалось не только для красоты, но и для защиты замков, краев и ножек, особенно их завершения, то есть наиболее уязвимых для повреждений участков. Накладки обычно изготовляли не сами краснодеревщики, а специалисты литейщики, которые обрабатывали металл, придавая им нужную форму, и потом наносили позолоту.

ЖАН БЕРЕН (1638 - 1711 г.)

Художник, гравер, дизайнер, родом из Нидерландов, Жан Берен получил должность королевского рисовальщика при дворе Людовика XIV в 1674 году. В Лувре его мастерская находилась недалеко от мастерской Буля, для которого он сделал много подготовительных рисунков. В правлении Людовика XV Берен создавал рисунки для мебели, эмблем, гербов, театральных костюмов и постановок и даже похоронных процессий. Характерными для его работы были образцы маркетри с арабесками, листвой с завитками или забавными сценками; подобно Андре Булю, он вдохновлялся ренессансными и античными мотивами.

АНДРЕ ШАРЛЬ БУЛЬ (1642 - 1732 г.)

Краснодеревщик Людовика XIV Андре Шарль Буль отвечал за многие проекты оформления интерьеров и мебель Версальского дворца.

Буль родился в Париже, где и обучался ремеслу краснодеревщика, освоив также архитектурное проектирование, бронзовое литье и гравировку. Он получил от короля привилегию жить и иметь рабочую мастерскую в Лувре. Возможно, в наибольшей степени его талант проявился в оформлении интерьеров Версаля - в разработке и создании зеркальных стен, паркетных полов, инкрустированных панелей и мебели, декорированных в оригинальной собственной технике. Кроме французского короля, его заказчиками были многие герцоги Франции, испанский король Филипп V, курфюрсты Баварский и Кёльнский.

Буль достиг совершенства в технике маркетри, получившей его имя, хотя он был не единственным краснодеревщиком, кто ею владел. На поздние его проекты оказали влияние графические разработки Жана Берена, рисовальщика и гравера, также работающего в Лувре, и зачастую различить их работы довольно сложно. Берен обычно включал спиралевидные завитки (арабески) рядом с фигуративными мотивами. В его рисунках больше фантазии, чем у Буля: например, рядом с закручивающимися завитками появляются обезьянки и гротески.

Именно Булю во многом принадлежала разработка новых типов мебели, включая бюро и комод, рисунки к которым были опубликованы под названием «Новые рисунки мебели» (Nouveaux Desseins de Meubles).

Комод Людовика XIV. Мастер Буль. Это один из двух комодов, сделанных для спальни Людовика XIV в Трианоне. Он фанерован эбеновым деревом с латунной инкрустацией. XVII в.

 

 

 

 

^ Наверх