Эпоха бума и депрессии
Зародившись во Франции, стиль Ар деко достиг расцвета в США, воплотив в себе дух освобождения и фантазии, которым был исполнен новый мир.
Как только зловещая тень Первой мировой войны отдалилась, уйдя в прошлое, ритмы джаза и придуманный мир Голливуда захватили воображение людей, жаждавших отпраздновать освобождение от всех тревог. Красочный коктейль из остроумия, фантазии, новых материалов и роскоши - таков стиль Ар деко, который и в своем «высоком», французском варианте, и в «паровозном», американском, выражал настроение дня. На протяжении 1920 - 1930-х годов, сосуществуя со стилевыми установками Баухауза, он оставался превалирующим декоративным стилем.
Интерьер холла во дворце Элтхем. Оформление интерьера принадлежит шведскому дизайнеру Рольфу Энгстремеру. Стены полностью обшиты панелями с фанеровкой австрийским деревом и маркетри, выполненые шведским художником Йерком Веркместером. Цвета большого круглого ковра, созданого марион Дорн, перекликаются с цветовым решением стен. Холл залит светом, который струится сквозь стекляный купол в бетоной крыше. 1930-е годы.
РОСКОШЬ В МАССЫ.
Насыщение рынка предметами роскоши для широкого потребления отныне стало основной стратегией экономики, особенно в Соединенных Штатах. Число автомобилей на американских трассах увеличилось с полумиллиона в 1914 году до 26 миллионов в 1929 году (один автомобиль на каждого пятого американца). К 1929 году две трети американцев имели в домах электричество и продажи электрических приборов били все рекорды. Кинотеатры, дансинги, стадионы, роскошные отели росли как грибы вместе с ростом индустрии досуга. И небольшие предметы, и архитектура отражали стиль ар деко: геометрические формы, созданные под влиянием кубизма, вкупе с мешаниной экзотических, стилизованных цветочных и народных мотивов.
В МИРЕ СКОРОСТЕЙ.
Путешествия стали совершаться с большей скоростью и большим комфортом: этому стандарту отвечали океанские лайнеры, вроде «Normandie», самолеты класса «Graf Zeppelin» или поезда с мощными локомотивами типа «Mallard». В тяготении Ар деко к компактным, обтекаемым формам нашли отражение принципы аэродинамического дизайна; в свою очередь и стиль Ар деко идеально подходил к оформлению интерьеров транспортных средств класса «люкс».
В экономике и политике год 1929-й разделил надвое период, занимающий два десятилетия между двумя мировыми войнами. 1920-е годы были временем самого настоящего бума в американской экономике, и ярчайшим воплощением стремительно растущего благополучия стали нью-йоркские небоскребы, Крайслер-билдинг и Эмпайр-стейт-Билдинг.
Горючим материалом этого бума были кредиты с низкой ставкой и спекуляции на акциях. К этому времени акции утратили всякую реальную себестоимость. Когда в 1929 году произошел обвал на фондовых рынках Уолл-стрит, тысячи инвесторов оставались абсолютно ни с чем. Соединенные Штаты вступили в полосу, названную Великой депрессией, когда за три последующих года безработица затронула 14 миллионов человек. Новый курс, введенный президентом Франклином Д. Рузвельтом в 1933 году, оставлял мало оптимизма, но климат в обществе оживился.
Экономический спад в Америке привел к массовой безработице и финансовому кризису и Европе. Хрупкая немецкая демократия не смогла выдержать этот натиск, и в 1933 году канцлером Германии стал Адольф Гитлер. Милитаризация страны и союз с агрессивными режимами в Италии и Японии вели к очередному глобальному конфликту.
И все же с поворотом от бума к депрессии прогресс не закончился, и стиль Ар деко продолжал развиваться и в 1930-е годы. Он вобрал в себя и пафос технического прогресса, которым была отмечена та эпоха, и желание уйти от нараставших политических и экономических проблем. Однако модернизм, поставивший во главу угла функционализм и машинные технологии, уже заметно потеснил этот стиль.
Административный корпус и фабрика компании «Hoover». Это примечательное лондонское здание, возведенное в 1933 году, имеет застекленный в американском духе фасад Ар деко и отделку фаянсовыми плитками над входом. Архитекторы Уоллис, Джилберт и др.