Мебель ампира
Большое количество мебели, производившейся в Европе, Соединенных Штатах и Южной Африке со времен Французской революции до 1830-х годов. Элегантностью стиля обязано французскому ампиру. Стили Регентства в Англии и бидермайер в Германии оба были оригинальными, хотя в них чувствуется влияние наполеоновского ампира. Парадокс заключается в том, что страны противницы Франции Англия, Германия и Россия в период обостренной внешнеполитической борьбы переняли художественный стиль именно из Парижа, столицы враждебного государства.
ЗАКАЗЧИКИ
Начало века отмечено появлением новых потенциальных заказчиков мебели: на смену аристократической публике дореволюционной Франции пришли буржуа. Существует мнение, что с появлением покупателя среднего класса снизилось качество производимой мебели; но при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что мебель ампира ничуть не уступает по качеству мебели дореволюционных времен. Промышленная революция коснулась также и мебельных мастерских, где в течении XIX века росла механизация производства. Это произошло благодаря разрушению системы ремесленных гильдий в самом начале революции и освобождению мастеров мебельщиков и литейщиков бронзы от строгих правил, по которым они раньше существовали внутри гильдий.
Сервант из красного дерева Федерального стиля. Типичный образец американской мебели, подвергшийся сильному влиянию английской мебели: фигурная задняя стенка, изогнутых очертаний фасад и сужающиеся книзу ножки свидетельствуют о классических влияниях. Начало XIX века.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ АМПИРА
Ампир, отвечавший личным вкусам императора Наполеона, попал в другие европейские страны благодаря членам семьи Бонапарта, которых он назначал правителями покоренных им Испании, Италии и Нидерландов. Однако влияние ампира ощущалось не только в этих странах; даже Россия, победившая амбициозного Наполеона, быстро приняла этот стиль.
Мебель ампира была более строгим и чистым по стилю вариантом неоклассической мебели дореволюционного времени, которая оказалась слишком вычурной для новой политической эпохи. Ампир использовал минимально декорированные поверхности, слегка тронутые неоклассическими или революционными мотивами, бронзой или позолотой.
Египетские кампании подняли волну научного и художественного интереса к стране фараонов, в связи, с чем многие изделия мебели того времени стали украшать головы сфинксов и другие египетские мотивы, это направление получило название египетского. Стиль ампир оставался на вершине моды до 1815 года, когда Наполеон был сослан с материка. После этого мебель приобрела более тяжелые пропорции и большую свободу декора, выполнявшегося, в частности, из позолоченной бронзы.
За пределами Франции стиль ампир сочетался с местными традициями и техниками. В Нидерландах ампирная стилистика соединялась с флоральными мотивами, выполненными в технике маркетри.
В Италии, где трудно было найти качественную древесину для инкрустирования, мебель красили и золотили или сообщали ей черты традиционных итальянских изделий. В Соединенных Штатах Америки наряду с ампиром существовал стиль Регентства, который развился в Британии из франкофильских неоклассических рисунков Томаса Шератона и Томаса Хоупа. А в Южной Африке стиль Регентства был максимально упрощен.
Кресло и табурет для ног. Эти предметы часть большого гарнитура, яркий пример французского ампира: изогнутые саблей задние ножки, украшение в виде сфинкса в верхней части передних ножек и подлокотников, нижние части ножек в виде львиных лап и Х образная форма табурета характерные черты ампира. Приписываются братьям Жакоб. Около 1800.
МОДИФИКАЦИИ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
В начале 1820-х годов в одном из вариантов ампира стали проступать элементы беспорядочного историзма. Материалы изменились, вошли в моду светлые породы дерева отчасти благодаря недоступности красного дерева, которое англичане перестали получать из колоний во время Наполеоновских войн. В каждой стране мода претерпевала различные изменения. В Англии к концу 1810-х годов фирма Баллока и Бридженса возродил интерес к дубовой мебели XVII века, хотя расцвет неоготической мебели произошел десятилетием раньше. Поздний стиль Регентства, иногда называемый стилем Георга IV, оставался основным в производстве народной мебели; формы Регентства отличались некоторой неуклюжестью и тяжестью пропорций, что преводсхищяло мебель викторианской эпохи. В Италии, несмотря на появление неоготических мотивов, стиль Регентства не получил широкого распространения; во Флоренции возродились традиции барокко. В других европейских странах ампир видоизменялся в соответствии с национальными вкусами и традиционными предпочтениями.
ФРАНЦУЗСКИЙ КОРОЛЕВСКИЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ
Круглые столы стали необыкновенно популярны в начале XIX века. Поскольку они стояли в середине комнаты и были видны со всех сторон, украшения в технике маркетри располагались по всей поверхности столешницы, которая подчас даже вращалась. Столешница состояла из досок с наложенными на них в форме лепестков фрагментами из древесины клена и красного дерева. По краю шел бордюр из тюльпанного дерева с инструктированными панелями туи, символически изображавшими Науку, Живопись, Садовое искусство, Архитектуру, Музыку и Навигацию.
Слово « инкрустированный » здесь несколько некорректно, поскольку орнамент из туи и основание, на которое он наложен, вырезаны из пластинок древесины одинаковой толщины; скорее, здесь уместнее говорить о технике паркетри (набора). Другими словами, орнамент не помещается в более толстый слой дерева другой породы, а накладывается на каркас столешницы. Пятигранная ножка стола и постамент выложены вязом, чья светлая древесина, как и кленовая, на столешнице, являются типичными светлыми породами эпохи ампира.
Также типично ампирными являются накладные детали декора из позолоченной бронзы на ножке, изображающие крылатые фигуры Победы символ, имеющий большое значение в ту эпоху.
Этот стол был изготовлен для французского короля Людовика XVIII мастером Луи Франсуа Лореном Пюто около 1815 года. Крылатые фигуры Победы в этой связи могут рассматриваться как символы восстановленной монархии Бурбонов после изгнания из Франции Наполеона в том же году.
Этот стол представляет собой исключительный пример мебельного искусства эпохи, поскольку в большинстве образцов мебели того периода техника паркетри использовалась нечасто.
Вязовый стол с использованием маркетри. На круглой столешнице в технике маркетри выполнен геометрический узор в виде розетки и окаймляющего ее широкого бордюра. Столешница опирается на пятигранную ножку, стоящую на пятиугольном полике с вогнутыми краями. Полик помещается на пяти ножках «булочках». Мастер Луи-Франсуа-Лорен-Путо. Около 1815.
Столешница.
ЭЛЕМЕНТЫ СТИЛЯ
Искусство наиболее влиятельных стран XIX столетия, Франции и Англии, строго, почти археологически сирого, ориентировалось на цивилизации древних Египта, Греции, Рима. В конце 1820-х годов зародился интерес к собственному культурному прошлому и историческим стилям, в связи, с чем в искусстве этих стран начали появляться неоготические мотивы.
ЭКЗОТИКА
Для украшения мебели использовались роскошные экзотические материалы слоновая кость, раковины жемчужины, черепашьи панцири и т.д. Восточные мотивы, почерпнутые из искусства Индии и Китая, появились на предметах мебели стиля Регентства; в ампирных произведениях сохранилось влияние древнеегипетского и римского классического искусства.
Фрагмент стола с инкрустацией латунью.
НЕОКЛАССИЧЕСКИЕ МОТИВЫ
Строгие ясные линии, заимствованные из искусства Древней Греции, отличают предметы декоративного искусства начала XIX века. Иногда заимствовалась даже форма античной мебели, например, в стульях клисмос. Античные мотивы нередко несли военную или революционную символику, например, пучок прутьев и топор, которые обычно носили римские ликторы (сопровождающие представителя высшей администрации), или военные трофеи.
Классический мотив колесница.
УКРАШЕНИЯ ИЗ МЕДНЫХ СПЛАВОВ
В Британии в последние два десятилетия века вновь вошли в моду латунные украшения и вставки. Пользовались большой популярностью латунные украшения в форме перевитых веревок и мотив змеи как отголосок египетского искусства. На континенте же чаще применялись золоченая бронза.
Мотив змеи.
УПОТРЕБЛЕНИЕ МРАМОРА
Мраморные столешницы привозили в то время из Италии или покупали на Великом шелковом пути, после чего устанавливали на мебели собственного производства. В некоторых европейских странах мастера использовали и местные породы камня, например малахит в России и дербиширские камни в Англии.
Деталь круглого столика.
ЗВЕРИНЫЕ МОТИВЫ
Звериные мотивы были популярны и у художников стиля Регентства, и у мастеров ампира. Изображения животных часто располагались на пилястрах или маскировали колеса ролики на ножках мебели и выполнялись из мягких пород древесины и металла с позолотой. Изображение лебедя обычно ассоциировалось с императрицей Жозефиной, а рыбы с морскими победами адмирала Нельсона.
Навершие в виде головы барана.
ШПОН ИЗ «ПЛАМЕНЕЮЩИХ» ПОРОД
Несмотря на свою роскошь «пламенеющие» породы дерева были характерны для английской мебели на протяжении всего XVIII века. Во Франции красное дерево сего богатством своего рисунка было оценено по достоинству лишь к концу столетия. Став неотъемлемой чертой стиля ампир, красное дерево распространилось по всему континенту.
Фрагмент ампирного комода
ГОТИЧЕСКИЕ АРКИ
В конце 1820-х годов в большинстве европейских стран возродился интерес к готике. В ампирную мебель вошли некоторые готические элементы стрельчатые арки, лиственный орнамент. Английский король Георг IV создавал Виндзорский замок фактически под влиянием готического стиля.
Фрагмент кабинета в стиле Регентства.
СВЕТЛЫЕ ПОРОДЫ ДЕРЕВА
Во время Наполеоновских войн англичане перестали возить красное дерево из колоний, поэтому мастера стали работать с местными породами дерева, такими как клен «птичий глаз» или ореховое дерево. Береза (на рисунке внизу) обычно использовалась в Центральной Европе и Франции.
Деталь кресла.
ТКАНИ
Стремление сделать диваны и кресла более комфортными повлекло за собой использование обивки тканью. В некоторых помещениях были сделаны даже специальные навесы тенты, чтобы придать комнате сходство с военным лагерем. Популярными были такие ткани, как шелк, парча и бархат, украшенные полосками в стиле Регентства или неоклассическими мотивами.
Обивка дивана.
PENWORK (ПЭНВОРК)
Это вид декора в японском черно белом стиле, когда детали прорабатываются тушью. Такой способ декора типичен для английских мастеров, использовавших его для украшения, как небольших чайниц, так и шкафов кабинетов. Рисунки часто включали китайские мотивы шинуазри. Penwork был любимым дамским занятием.
Фрагмент стола.
МАРКЕТРИ
Хотя в моду входили все новые и новые породы дерева, техника маркетри не теряла своей популярности. В Италии на ней специализировались мастера Маджолини, а французские и английские мебельщики иногда выкладывали на столешницах геометрические узоры в технике паркетри наподобие мраморных узоров.
Фрагмент стола в технике маркетри.
ЛЬВИНАЯ МАСКА
Мотив львиной маски был особенно популярен в Англии, где использовался для украшения фризов столов, спускных крышек кабинетов или для оформления ножки стола, оканчивавшейся роликом колесом. Благодаря Томасу Хоупу вошла в моду львиная маска из бронзы или золоченого металла в качестве основы для кольца дверной ручки.
Бронзовая накладка
ЕГЕПИТСКИЕ МОТИВЫ
После Египетской кампании Наполеона возникла мода на египетские мотивы. Мебель по обеим сторонам Ла-Манша украшалась головами сфинксов, изображениями крокодилов, листьев лотоса и пальметтами. Однако в то время художники заимствовали лишь мотивы для декора; формы египетской мебели стали копироваться только в 1820-х года.
Деталь комода.