Котсуолдская школа
Котсуолд стал домом для многих ведущих мастеров Движения Искусств и ремесел, которые стремились добиться идеала.
Вдохновленные примером Уильяма Морриса, художники Англии XIX века начали переезжать из больших городов в сельскую местность: жизнь там была дешевле и места для создания мастерских больше.
Популярность пользовалось местечко Котсуолд – лесные долины и известняковые холмы в Глостершире. Первым, кто переселился в Котсуолд, был архитектор и дизайнер Эрнст Уильям Гимсон – вместе с двумя братьями Барнсли, Сидни и Эрнстом, он в 1893 году открыл компанию в Пинбери Мэнор, Ивен, около Киренчестера. Их целью было оставить городской образ жизни: они разводили скот, выращивали овощи. Кроме того, они основали мастерскую. Эрнст Гимсон поселился в главном доме поместья, братья – в небольшом коттедже. Все трое быстро подстроились под местный образ жизни и тесно сотрудничали с деревенскими мастерами.
Гимсон разрабатывал варианты кресел с откидной спинкой и декоративных гипсовых украшений; Эрнст Барнсли восстанавливал поместье, а Синди Барнсли совершенствовал навыки столяра, становясь все более и более искусным мебельным мастером.
ЭСТЕТИКА
В 1902 году друзья из Панбери Мэнор переехали в Данвей Хаус, около Саппертона, где основали более коммерческое и успешное предприятие. Сидни Барнсли делал массивную дубовую мебель, лишь немного тронутую резьбой или инкрустацией. Эрнст Гимсом и Эрнст Барнелли основали успешную, хотя и не долго просуществовавшую компанию, для которой наняли десять высококвалифицированных рабочих. Среди них был голландский эмигрант Петер Вальс, чьи работы можно узнать по чистым линиям конструкции и вниманию к структуре древесины. Для Котсуолдской школы единый стиль был менее важен, чем способы производства и материалы.
Мебель, сделанная Эрнстом Гимсоном, отличалась оригинальной технологией, подчеркивающей структуру дерева. Его любимыми материалами были дуб, орех и черное дерево. Некоторые предметы украшены инкрустациями из остролиста, серебра, слоновой кости, перламутра – как правило, геометрическим орнаментом в духе «Искусства и ремесел» украшали дверцы и ящики.
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
Гильдия ремесел, основанная Эшби в 1888 году занималась повышением квалификации английских ремесленников. Эшби, приверженец идей Морриса и Рёскина, выступал против их «машиноборчества», добиваясь сотрудничества с машинным производством.
Студия Гимсона тоже пользовалась популярностью; многие мастера из Лондона приезжали посмотреть на работу ее ремесленников.
Эшби и Гимсон в первую очередь были архитекторами, мебель для них являлась важной составляющей проекта дома в целом. Они долго не могли достигнуть известности, так как постоянно совершали ошибки, но не отказывались от своего дела.
Общество Котсуолд распалось в начале Первой мировой войны, когда более молодые мастера были призваны на армейскую службу, а более старшие начали производить предметы для фронта. Гимсон не уехал из Котсуолда и попытался возродить традиции движения после окончания войны, создав в 1919 году Ассоциацию архитектуры и ремесел. Но слабое здоровье (он умер в 1919 году) не позволило ему завершить начатое.
Дубовый составной шкаф. Предмет, приписываемый Котсуолдской школе, объединяет комод, книжные полки и гардероб.
Дубовая монастырская скамья. Скамья, сделанная Сидни Барнсли, - копия церковной скамьи времен Средневековья. Она объединяет функции и стола и скамьи. Задняя спинка может поворачиваться, образуя столешницу. Средневековые мотивы часто использовались мастерами Движения Искусств и ремесел. Около 1925
ПРОДОЛЖАЯ ТРАДИЦИЮ
Следуя примеру Котсуолдских мастеров, многие ремесленники, следуя идеалам Движения Искусств и ремесел, отвергали машинное производство.
Индустриальный прогресс начала ХХ века позволил производить недорогую и красивую мебель из новых материалов. Мебель же, созданная последователями Движения искусств и ремесел, была доступна только богатым слоям населения, поэтому никогда не пользовалась особой популярностью у массовых производителей. Но это еще не означало, что интерес к созданной в ручную мебели прошел.
В 1920-х годах интерес к мебели «Искусств и ремесел» снова пробудился. Вошла в моду мебель Эдварда Барнсли, сына Сидни Барнсли, который работал над изделиями в ручную по технологиям XVIII и ХIХ века. Другой заметной фигурой стал Роберт «Маус» Томпсон – он украшал каждую вещь вырезанной фигуркой мышки. Томпсон делал дубовую мебель в духе XVII века.
Ручной труд и машинное производство были объединены английским дизайнером и промышленником Гордоном Расселом – его фабрика в 1919 году была открыта на Бродвее. В начале он отдавал предпочтение ручному труду, но с основанием в 1923 году собственной фирмы стал сочетать машинное производство с трудом ремесленников.
Гордон состоял в совете директором «Utility Design Panel» - фабрики, выпускавшей доступную мебель в простом современном стиле.
Традиции ручного труда были продолжены многими мастерам, такими как Джон Мейкпис, британский дизайнер, пробудивший интерес к Движению искусств и ремесел в конце 1970-х годов.
Туалетный столик из светлого дуба. Столик работы Гордона Рассела имеет пять ящичков с ручками из ореха. 1929
Дубовый стул. Стул, сделанный Робертом Томпсоном, декорирован переплетенными резными вставками и восьмиугольными опорами.