Школа Глазго
Став фокусирующей точкой движения в Шотландии, Художественная школа Глазго посеяла семена нового направления и нового отношения к искусству. Ее директор Френсис Ньюбери вместе со своей женой Джесси, положили все силы на то, что бы Художественная школа Глазго стала чем-то большим, чем просто традиционным заведением для формального обучения живописи. Большой поклонник и знаток теории Уильяма Морриса, Ньюбери призывал своих студентов извлечь как можно больше из опыта Движения искусств и ремесел, но также идти и дальше, осваивая стилистику Ар нуво.
ВЕДУЩИЕ ДИЗАЙНЕРЫ.
Влиятельная команда дизайнеров и архитекторов, тесно связана с Художественной школой Глазго, включала Чарлза Ренни Макинтоша, Герберта Макнейра и сестер Франсис и Маргарет Макдональд. Эта группа, ставшей известной как «4-ка из Глазго», или «Четверо Маков», создавала мебель и декор интерьеров, опираясь на идеологию Движения искусств и ремесел, но развивая собственное представление о форме, которые и вошли в историю искусства как «стиль Глазго». Этот стиль включал образные интерпретации природы, сплавленные с сильным психологическим ощущением города, урбанистической среды, в которую превращался тогда Глазго - крупный порт и бурно растущий экономический центр.
Шотландская версия Ар нуво была внешне скромной и подчеркнуто национальной по характеру. Простая, геометрических очертаний мебель, получала декор в виде стилизованных узоров и цветов, растений, животных, фигур и кельтских знаков; местными традициями определялся и выбор необычной цветовой гаммы, включавшей пурпурно-сиреневый, цвета вереска, мягкие зеленые и мглисто-серые тона. Стиль Глазго обрел международное признание, оказав мощное влияние на архитектурный и промышленный дизайн в Германии и Австрии, когда с особенной яркостью он был представлен на Восьмой выставке Венского Сецессиона в 1900 году. Интерьеры, оформленные группой Макинтоша для Туринской международной выставки современных декоративных искусств, привлекали строго продуманной линейной системой, избегавшей волнообразных кривых и оказывающей предпочтение симметричным растениям, удлиненным фигурам, спокойному, полуабстрактному течению линий в стекле, металле, эмали.
ЭМБЛЕМА РОЗЫ
Природа всегда вдохновляла глазговскую четверку, и к ней он относились с научной любознательностью. Даже эмблема группы – двухмерная, плоскостно трактованная роза, нарисованная Макинтошем и часто появляющаяся на его мебели и архитектуре, - была создана как, стилизованный срез кочана капусты. Со стилем Глазко были связаны и другие таланты: Эрнест Арчибальд Тейлор, прославившийся своими элегантными, чистыми, необыкновенно утонченными рисунками в духе Чарлза Ренни Макинтоша; Джордж Уолтон, тяготевший к изысканно нежному дизайну в мебели, тканях и стекле; Томас Молвин, работавший в разных материалах и техниках, от мебели до тканей, металла и стекла.
Школа Глазко. Зеркало в латунной раме с чеканкой. Это произведение выделяется стилизованным цветочным мотивом с длинными, изогнутыми стеблями, которые вверху заканчиваются эффектными эмалевыми вставками. Около 1900 - 1910
Буфет красного дерева. Этот инкрустированный буфет сделан из красного дерева и состоит из элегантных вертикалей, увенчанных выступающими карнизом с красивым обломом. Внизу, над фигурными ножками, сделан цоколь. По контрасту с лаконичной общей композицией филенчатая дверца декорирована сложным растительно-геометрическим орнаментом, включающим мотивы листвы, цветочных бутонов и стеблей; интарсия со сходными мотивами присутствует и на боковых панелей. Рельефные петли и ручки тщательно оформлены мотивами листвы. Цоколь украшен резным орнаментом с раппортом в виде сердца. Дизайн выполнен, скорее всего, в оптовой компании Дж. С. Генри в Глазко, часто поставлявшей мебель в лондонский магазин «Liberty & Co»; эта компания сотрудничала с ведущими дизайнерами, например Джорджем Уолтоном.
Стойка для прихожей. Прямоугольное, с арочным завершением зеркало заключено еще в одну фигурную, овальную раму с отверстиями по сторонам, крючками вешалок для пальто и полочкой. Ящичек для перчаток опирается на вертикальный устой, напоминающий ствол дерева с ветками.
Скамья. Эта скамья из крашеной березы придумана сером Робертом Лоримером. Цельное прямоугольное сиденье имеет фактурный фартук. Спинка и широкие стойки украшены резьбой, состоящей из растительных форм с разнообразной листвой и пяти кругов с надписью: «Да благословенна простая жизнь без воздаяния в конце».
Кресло. Этот крашеный березовый стул имеет удлиненную среднюю планку спинки со стилизованным растительным узором. Верхняя перекладина переходит в подлокотники, образуя форму буквы U.